В одном из профильных телеграм-каналов Министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Максут Шадаев рассказал о новом законе, предполагающем создание в России единого электронного реестра военнообязанных.
Создание реестра вызвало волну слухов и недостоверной информации о возможном объявлении «новой волны» мобилизации в России. Глава Минцифры опроверг появившиеся домыслы.
– Сейчас ставка сделана на привлечение к службе контрактников на добровольных началах. Многие регионы уже начали активно рекламировать возможность поступления на военную службу по контракту, – сказал Максут Шадаев.
Необходимость цифровизации воинского учёта вызвана несовершенством действующей системы.
– Все мы помним, когда сотрудники ИТ-компании, имевшие право на отсрочку, получали повестки, когда в военкоматах их почему-то не находили в списках, а сами списки спускались мучительно долго (всем нам так точно казалось). Были и те, кого пришлось возвращать уже из воинских частей. Стало понятно, что существующую систему нужно улучшать, – отметил Шадаев.
По словам министра, повестки для призыва на срочную службу должны получать те, кого можно призвать, и кто соответствует всем необходимым требованиям. «Все, кто не должен получать повестки, – не должны их получить».
Реестр разрабатывает Минцифры по заданию Минобороны. Главная цель, которую преследуют в Правительстве страны, – это систематизация сведений о гражданах, стоящих на воинском учёте, и обеспечение их актуализации в режиме онлайн. Обязанность по информированию военкоматов об изменении семейного положения, прописки, места работы, образования и других данных с граждан будет снята. Сейчас эта обязанность предписана гражданам на законодательном уровне.
От необходимости предоставления сведений по факту их изменения избавят работодателей и образовательные организации. Теперь они смогут отправлять только ежегодные отчёты через Госуслуги. Планируется, что запуск нового реестра станет возможен к осеннему призыву на срочную службу.
В личном кабинете на Госуслугах каждый зарегистрированный пользователь сможет проверить, в каком военкомате он стоит на учёте и есть ли у него право на отсрочку.
– Если вдруг есть неточности, он всегда сможет прямо через портал («Госуслуги») подать заявление на исправление ошибок. Само уведомление о том, что выписана повестка, также придёт в личный кабинет на Госуслугах – если только пользователь сам не отключит эту функцию. Уведомления о применении к пользователю каких-то ограничительных мер будут приходить всегда, – пояснил министр.
Максут Шадаев заверил, что если у гражданина в реестре подтверждено право на отсрочку от призыва, то данные будут исключены ещё на этапе формирования списка рассылки, и повестка ему направлена не будет.
– Но если вдруг повестка все же придёт, её можно будет обжаловать на Госуслугах и подтвердить своё право на отсрочку, приложив необходимые документы. Обжаловать можно будет также решения военкоматов об установлении ограничительных мер, постановке на учёт и многое другое. Такие обращения будут рассматриваться в ускоренном упрощённом режиме – в течение 5 дней. Обращение будет рассматриваться не военкомом, а региональной призывной комиссией, которую возглавляет глава субъекта. При этом у граждан также остаётся возможность защищать свои права в судебном порядке, – сказал глава Минцифры.
Кроме того, если гражданин получил повестку, а явиться в военкомат по уважительной причине гражданин не смог (например, заболел), можно будет сообщить об этом на Госуслугах.
Постановка на воинский учёт станет автоматической – без необходимости очной явки. Информация о том, когда и где человек поставлен на учёт, появится в его личном кабинете на Госуслугах. От пользователя потребуется только отследить изменения на портале и, если данные не обновятся, написать запрос.
Кроме того, если гражданин получил повестку, а явиться в военкомат по уважительной причине гражданин не смог (например, заболел), можно будет сообщить об этом на Госуслугах.
Постановка на воинский учёт станет автоматической – без необходимости очной явки. Информация о том, когда и где человек поставлен на учёт, появится в его личном кабинете на Госуслугах. От пользователя потребуется только отследить изменения на портале и, если данные не обновятся, написать запрос.