Лента новостей
СтатьяСегодня, 09:04

«Они даже обижаются, как люди»: житель Знаменки рассказал свою историю любви к лошадям

Алексей Шлёпов с детства привык, что в домашнем хозяйстве содержались лошади. Самый большой срок «безлошадья» в его жизни длился полгода.

«Они даже обижаются, как люди»: житель Знаменки рассказал свою историю любви к лошадям
Фото: Татьяна Морозова

Алексею Шлёпову любовь и уважение к гордым и красивым животным передалась по наследству. Лошади всегда жили на подворье его дедов, отца. 

Первый раз на лошадь посадил его дед Василий, когда Алексею было пять лет. И дед Василий, и его старший брат во время Великой Отечественной войны служили в кавалерии, освобождали Воронеж. Василий вернулся с фронта израненный, а старший брат погиб. 

— Помню дедову лошадь Лиру, серую в яблоках. Она досталась деду, когда он в колхозе работал. Пока была молодой, на ней пахали, грузы перевозили, а позже уже работать не могла, так и жила просто, — рассказал Алексей Шлёпов.

Лошадей, что содержались в разное время в его семье, насчитал Алексей 27 голов. И породы были разные — тяжеловозы, верховые, скаковые.

Масленица в Знаменке
Масленица в ЗнаменкеФото: Татьяна Морозова

И дед, и отец Алексея работали в колхозе имени Калинина в Знаменке, поэтому он и стал частым гостем на конюшне при молочно-товарной ферме. Мальчишкой вместе с друзьями помогал пасти на лошадях стадо коров. 

— Я из пацанов самый младший был, мне разрешали первым лошадь выбирать. Особенно всем нравился спокойный Колобок, вот мне он и доставался, — говорит Алексей.  

В колхозах лошади использовались в разных целях. На них пасли скот, возили фураж для коров, воду, охраняли посевы…

«Они даже обижаются, как люди»: житель Знаменки рассказал свою историю любви к лошадям
Фото: Татьяна Осипова

В конце 80-х годов прошлого столетия в Знаменке на базе местного колхоза имени Калинина даже работала конно-спортивная школа, основателем и главным тренером которой был прославленный тамбовский наездник, мастер спорта СССР по конному спорту Александр Исаев. 

В Ростовской области, на Сальском конезаводе купили 12 лошадей будённовской породы. Жеребцов звали Рундук, Ручеёк, Фарисей, Волшебник, Ритуал, Ребус, Изумруд, Гаситель, Чирок и Фибрин. Позже привезли двух кобыл русской рысистой породы — рыжую Мелодию и караковую Глазунью.

Коней держали на колхозной конюшне. Каждый день юные спортсмены приходили не просто учиться верховой езде — они ухаживали за лошадьми, чистили денники, кормили коней, мыли и купали своих подопечных. 

Тренировки проходили по чёткому плану: разминка, конкур. Выезжали на соревнования не только областные, но и межобластные в город Орёл… Занимался в конно-спортивной школе и Алексей Шлёпов.

«Они даже обижаются, как люди»: житель Знаменки рассказал свою историю любви к лошадям
Фото: архив Михаила Валяльщикова

Алексей и первую специальность себе в итоге выбрал, связанную с коневодством. Выучился на коваля в училище при Хреновском конном заводе в Воронежской области. Коваль — редкая сейчас профессия, это специалист по подковам. 

— В Знаменке, насколько я знаю, сейчас в личных хозяйствах пять лошадей содержатся. Есть лошади в Никольском, других сёлах и деревнях. Но их — единицы, — говорит Алексей.

Сам он выдержал лишь полгода без лошадей во дворе. Сейчас у Алексея Шлёпова их две — Озорница, которой 23 года, и её дочь — девятилетняя Гиза. Кстати, Озорница — правнучка той самой русской рысистой Мелодии из конно-спортивной школы. Обе рысачки выучены ходить под седлом, добрые и спокойные.

«Они даже обижаются, как люди»: житель Знаменки рассказал свою историю любви к лошадям
Фото: Татьяна Морозова

Алексей пашет огороды, но и этот вид работ постепенно уходит в прошлое, поэтому большую часть своей лошадиной жизни Озорница и Гиза сейчас проводят в приятном безделии. У Алексея участок земли засеян многолеткой. Её он косит на сено, прессует купленным прессом. Заготавливает и зерновые корма — овёс, дроблёный ячмень. 

Летом пасущиеся на ближнем к дому лугу Озорница и Гиза привлекают внимание ребятишек и взрослых, приехавших на отдых из города. Просят покатать, устраивают фотосессии. Помощница отцу сейчас в этом одна из четырёх дочерей Алексея — Татьяна. 

Между прочим, лошадь выдержит не всякого седока, а до 100 килограммов весом.

Алексей с Озорницей на Лыжной масленице в Знаменке
Алексей с Озорницей на Лыжной масленице в ЗнаменкеФото: Татьяна Морозова
— Садишься на них, они аж вздыхают — ну вот, типа, опять! — рассказывает Алексей Шлёпов.

Они и обижаются, как люди. Отворачиваются, уходят в угол и опускают понуро голову. А ещё — радуются и ласкаются.

Сейчас Алексей работает водителем в автомобильной компании в структуре МЧС, которая занимается, в том числе, и доставкой гуманитарной помощи в зону специальной военной операции. И когда после долгой командировки возвращается домой, Озорница и Гиза его приветствуют громким ржанием, облизывают и трутся лбами о плечо. 

Вот эти моменты вновь и вновь убеждают Алексея, что не зря он остался верен своему увлечению, и все труды и заботы стоят преданности умных, грациозных и могучих животных.

Автор:Татьяна Морозова