«Подростки-диверсанты» — это словосочетание звучит в криминальных сводках всё чаще. Поджоги объектов энергетики, сооружений связи и других инфраструктурных объектов совершаются руками несовершеннолетних, завербованных через интернет. Эти деяния классифицируются следствием и судом как диверсии и терроризм. Каждый из участников диверсии может отправиться за решётку на 20 лет.
Как правило, вербовщики находятся за пределами нашей страны и находят «исполнителей» своих преступных задумок через социальные сети, группы и каналы в мессенджерах. К совершению диверсий подвергаются несовершеннолетние и другие социально незащищенные граждане, в том числе безработные. Исполнителям предлагают небольшое материальное вознаграждение, обычно около 10 тысяч рублей. В некоторых случаях используются также угрозы и шантаж.
Под влиянием страха или желания «практически ни за что» получить деньги, исполнитель выполняет несложные поручения «руководителей» — находит сообщников, распределяет роли, выбирает объект для поджога. По инструкции в ближайшем хозяйственном магазине он приобретает необходимые материалы, после за считанные минуты совершает поджог.
Совершённое таким образом уголовно-наказуемое преступление — это не просто умышленное уничтожение или повреждение имущества путём поджога (максимальное лишение свободы до 5 лет), а диверсия, направленная на разрушение или повреждение предприятий, сооружений, объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, средств связи, объектов жизнеобеспечения населения, на подрыв экономической безопасности и (или) обороноспособности Российской Федерации. А это уже — от 10 до 20 лет тюрьмы. Группа подростков, совершившая вместе поджог объекта инфраструктуры — диверсионная группа.
Реальный, немалый срок можно получить и за содействие диверсионной группе — склонение, вербовку или иное вовлечение лица в совершение диверсий, вооружение или подготовка лица в целях совершения указанных преступлений, финансирование диверсии. Это от 8 до 15 лет.
Например, если кто-то из подростков по просьбе друзей идёт в магазин, покупает зажигательную смесь и знает, что они планируют совершить, то здесь уже может быть состав преступления — содействие диверсионной группе.
Иногда диверсии квалифицируются как террористический акт — совершение поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба либо наступления иных тяжких последствий, в целях дестабилизации деятельности органов власти.
Важно отметить, что у таких преступлений высокая раскрываемость, т. к. их расследует Федеральная служба безопасности, для которой выявить и задержать группу подростков-поджигателей не составляет труда. Сейчас почти все инфраструктурные объекты оснащены системами наблюдения и сигнализации. Поэтому любые действия фиксируются, а преступников задерживают по горячим следам.
Важно объяснить детям, что если им стало известно о подготовке подобных поджогов, то нужно срочно сообщить родителям или другим взрослым. От скорости реакции будет зависеть, как человек проведет следующие 10...20 лет своей жизни — в школе, вузе, с друзьями или за колючей проволокой. Подростки должны знать, что, что лёгкие деньги от неизвестных лиц в соцсетях, группах и каналах мессенджеров на 100% связаны с незаконной деятельностью, даже если сначала это выглядит безобидно.
— Подростки — очень «ведомая» категория. Простые запреты срабатывают редко. Детям, которые сами себе кажутся уже взрослыми, нужно объяснять, рассказывать подробно, приводить реальные примеры. Ребёнок должен понять, что действия, кажущиеся простым хулиганством, могут повлечь серьёзные последствия, которые навсегда изменят его жизнь, и не в лучшую сторону. А ещё очень важно иметь с подростком доверительные отношения, чтобы он мог безбоязненно прийти к родителям, другим взрослым, если у него возникнут сомнения, страх, — говорит ответственный секретарь муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних Знаменского округа Юлия Замкова.
Юлия Викторовна призывает родителей быть ближе к своим детям, обращать внимание на то, как они проводят свободное время, уделять сыновьям и дочерям больше внимания. Это становится особо актуальным во время каникул.