Обычно на маскарад где-то за две недели до праздника приглашала красочная афиша, выполненная художником на холсте.
Праздничная программа начиналась в 20:00 или 21:00, за полчаса до наступления нового года прерывалась – все разбегались к праздничным столам и телевизорам, а к часу ночи возвращались обратно и продолжали отмечать. По воспоминаниям братьев, это было умопомрачительное веселье!
– Всю жизнь мы с моим братом-близнецом Виктором живём в посёлке сахарного завода в Знаменском районе. На заводе мы оба и работали до пенсии: он – художником-оформителем, я – специалистом цеха контрольно-измерительных приборов. Традицию празднования Нового года до сих пор вспоминаем с особой теплотой, – рассказал Валерий Антонов.
Для посетителей в карнавальных костюмах предоставлялся бесплатный вход, а для всех остальных билет стоил 1 рубль. Но отнюдь не возможность бесплатного прохода побуждала взрослых людей создавать настоящие костюмы-шедевры.
– Это скорее было какое-то озорное соперничество в стремлении изготовить самый красивый, оригинально сконструированный и оформленный, весёлый, изображающий самого неожиданного персонажа костюм. Желание изумить, поразить, восхитить и развеселить вдохновляло на ночное творчество, заставляя забыть о сне, – поделился Виктор Антонов.
Костюмы оценивало жюри из числа работников профсоюзного комитета завода и активистов-общественников. На призы профком не скупился. Победителям дарили хрустальные вазы, сервизы, настенные часы...
– Из самых необычных вспоминается костюм сахарной свёклы, который придумал и вместе с домочадцами создал один из заводских начальников, – добавил Валерий Антонов.
К сожалению, ни одного снимка с изображением новогодних костюмов той поры до наших дней не дошло. Каким-то чудом в альбоме отыскалась лишь фотография с одного из балов-маскарадов, где Валерий в качестве аниматора, заполняющего паузу между номерами художественной самодеятельности, предлагает зрителям разгадать шараду.
Братья Антоновы тоже активно занимались изготовлением костюмов. И всякий раз это было что-то впечатляющее. Однажды Виктор появился на празднике в образе былинного богатыря. На нём была кольчуга, которую изображала какая-то сетка, выкрашенная не то бронзовой краской, не то серебрянкой. В руке он сжимал меч. А из-за высокого наконечника шлема Виктору даже пришлось пригнуться в дверном проёме.
В костюме Матрёшки встречала Новый год жена Виктора, Людмила. Это была цельная конструкция, склеенная из папье-маше, в которую нужно было влезать снизу, продев руки и выставив лицо в специально сделанные отверстия.
Но, пожалуй, венцом костюмерного производства стал костюм коровы, предназначенный для двух человек. Жёны братьев сшили чехол, изображающий коровью спину и бока. Пришили к нему сзади хвост с кисточкой. Валерий нарисовал гуашью пятна на «шкуре», а Виктор создал рогатую голову, опять же в технике папье-маше, которую он надел на себя. Валерию досталась роль задних ног.
– Хохоту в зале мы наделали немало. Только представьте себе танцующую вокруг ёлки корову, выделывающую незамысловатые коленца, которые задние и передние ноги выполняют не всегда в согласовании между собой. Зачастую одни из них не ведают, что творят другие. А иногда, напротив, получались довольно грациозные движения. Конечно же, первый приз в том году был наш, – рассказал Валерий.
Поскольку фотографий с весёлой коровой, как и самого костюма, не сохранилось, Виктор решил проиллюстрировать рассказ своим рисунком.
Хотя Антоновы сейчас на пенсии, оба остаются творчески активными. Братья посещают литературный клуб «Муза». Валерий пишет короткие рассказы. Виктор – художник, иллюстратор книг местных авторов. Его картины побывали на выставках не только в Знаменском краеведческом музее, но и в Музее-усадьбе A.M. Герасимова в Мичуринске, городском музее Котовска.