В белорусском городе Быхове 22 ноября 2024 года открыли памятный знак в честь героев — лётчиков 4-го штурмового авиаполка. На памятной стеле выбиты имена 39 лётчиков, которые погибли в первые дни войны, защищая Белорусскую землю, а также имена семи лётчиков, павших уже при освобождении Белоруссии в 1944 году.
Полк был образован в 1938 году в Харькове, участвовал в белофинской войне. С мая 1941 года полк оснастили новейшими в то время самолётами — штурмовиками ИЛ-2.
С 27 июня 1941 года полк перебросили на аэродром «Старый Быхов». С 7 марта 1942 года полк стал 7-м гвардейским штурмовым авиационным Севастопольским Краснознаменным ордена Ленина полком.
За годы войны 18 лётчиков этого полка удостоены звания Героев Советского Союза. Среди имён погибших в июне 41-го лётчиков 25-м в списке значится младший лейтенант Александр Владимирович Мещеряков (02.08.1918 — 28.06.1941).
Он родился в селе Царёвка Сухотинского сельсовета Знаменского района. Призван на службу 7 мая 1939 года в 669 истребительный авиаполк, затем — 4-й штурмовой авиационный полк, где он служил до самой своей трагической смерти.
Гибель лётчика и его сослуживцев детально описана в книге Героя Советского Союза Василия Емельяненко «В военном воздухе суровом…» (12+) о дне 28 июня:
«…Вернулся с боевого задания младший лейтенант Александр Мещеряков. При посадке разлетелись в клочья пробитые пулями покрышки. Самолёт на дисках сделал короткий пробег и остановился… К самолёту подкатила полная людей «полуторка». Приехал к самолету и сам командир 2-й эскадрильи капитан Крысин.
Самолёт был буквально изрешечён пулями, а лётчик невредим!
— В зенитный огонь попал или истребители? — спросил капитан Мещерякова.
— Истребители.
— Считайте пробоины — приказал Крысин техникам. — Интересно, в каких местах их больше.
— Зачем это? — поинтересовался Мещеряков.
— А затем, чтобы знать, куда нам больше достаётся, как увёртываться от очередей.
Считать пришлось долго. Старший техник эскадрильи Алексей Калюжный и связист Григорий Нудженко сосчитали по-разному и заспорили: у одного получилось 263, у другого 278. Пока пересчитывали и спорили, появилась девятка бомбардировщиков «Юнкерс-88». Крысин оценивающе посмотрел вверх — самолёты уже были на боевом курсе, сейчас начнут бомбить.
— На машину! Быстро! — скомандовал он, сам вскочил в кабину. Остальные уже на ходу переваливались через борт. Лишь Нудженко с Калюжным не смогли догнать машину, споткнулись и распластались. Вслед за этим дрогнула земля, оглушительно и протяжно хряснуло, взметнулись чёрные султаны… Когда ветром снесло пыль, «полуторки» не было. На том месте, где её настигли бомбы, лежали щепки и разбросанные тела…
В тот же вечер на краю лётного поля появились наспех сколоченные пирамидки с жестяными звёздочками...».
В послевоенное время погибшим лётчикам поставили памятник на территории аэродрома.
Идею потомков героических лётчиков 4-го авиаполка, установки им памятного знака, поддержало Министерство обороны РФ и Белоруссии, поисковые отряды, руководство города Быхова Могилёвской области.
На многолюдном открытии памятного знака, присутствовали потомки лётчиков, погибших при защите и освобождении Белорусской земли.
— А вот родных и близких нашего земляка Александра Владимировича Мещерякова, к великому сожалению, мы не смогли пока найти. Хочется отметить большую роль потомков авиаторов и администрации Быховского района в организации мероприятия по установке памятного знака. Большая заслуга по поисковой работе и сборе, аккумулировании информации — жительницы Московской области, офицера, ветерана спецподразделения «Русь», члена поискового отряда «ВИККРУ» Могилёвской области, члена национального объединения «Белорусы Москвы» — Елены Ивановны Шутовой, — рассказал знаменский краевед, поисковик, заведующий Александровским музеем Михаил Бондарев.
Поиск потомков лётчика Мещерякова продолжается. Любую информацию можно прислать на почту редакции selnov@inbox.ru. Контакты краеведа Михаила Бондарева есть в редакции. Телефон 8 900 496-66-92 (в рабочее время).