– Вячеслав Андреевич, расскажите о своих детских воспоминаниях, связанных с Новым годом.
– В детстве этот праздник для меня ассоциировался с Ёлкой в круглом зале школы. Моя мама работала учителем и, наверное, поэтому лет с пяти я уже ходил на школьные новогодние праздники. Готовился к этому, учил стихи, чтобы рассказать их Деду Морозу. Ёлка была живая, громадная – метров шесть в высоту. И она вращалась. Мне это казалось настоящим чудом!
– А дома родители наряжали ёлку?
– Обязательно. Отец, прошедший всю Великую Отечественную войну, говорил, что Новый год без ёлки — не праздник. Он всегда привозил в дом высокую двухметровую ёлку. Наряжали её скромно. Гирлянду мастерил старший брат: провод соединял обычные лампочки для карманного фонарика. Красили их гуашью. Служила такая гирлянда обычно недолго. Если перегорала одна лампочка, вся цепь выходила из строя.
Вместе с игрушками на ёлку вешали и конфеты. Мне из них больше всего нравился «Петушок». Ёлка стояла долго, почти месяц. Конфеты «держались» меньше. Какой ребёнок устоит перед искушением? Вместо конфет в фантики заворачивал такие же фантики.
– Какие подарки дарили, и какой из них самый ценный для Вас?
– Из трёх братьев я был самым младшим в семье. Поэтому мне обычно дарили сладости. А вот самый ценный подарок помню до сих пор. Старший брат Владимир, возглавлявший к тому моменту областной совет «Спартака», в 1966 году подарил мне лыжи с ботинками. Для меня, шестиклассника, это было из области фантастики. До весны я набегал не один десяток километров.
– Какими событиями, интересными моментами запомнились новогодние праздники в студенческие годы?
– Я учился на спортфаке Тамбовского пединститута. Каждый Новый год мы отмечали по-спортивному – соревнованиями. Хорошо помню 1972 год. В спортивной программе тогда участвовали и студенты, и преподаватели. Спортсмены преодолевали лыжную трассу в противогазах, состязались в вольной борьбе, акробатике, боксе и в других спортивных дисциплинах. Веселились от души.
– А в роли Деда Мороза приходилось выступать на новогодних праздниках?
– Это было в середине семидесятых годов. Я тогда после института работал учителем физкультуры в Воронцовской школе. Два года подряд был Дедом Морозом. Костюм красный, валенки, борода ватная. Обязательно сочиняли сценарий. Мне доставались стихи, которые надо было выучить и не забыть по ходу представления. В общем, роль почётная и ответственная. Мне нравилась сама атмосфера тех времён. Хоть праздники проводились и скромно, но люди по-иному относились к ним. Чувствовалась доброта, искренность, взаимопонимание.
– Какие традиции из детства, юношества перенесли в свою семью?
– Новый год мы всегда отмечаем дома в кругу семьи. Обязательно наряжаем живую ёлку. Сыну Андрею, когда был маленьким, готовили сладкие подарки. Каждый раз старались порадовать чем-то особенным, оригинальным. Но он у нас рос не требовательным в этом плане.
– Что-то изменилось, когда стали дедушкой?
– Одними сладостями сейчас уже не отделаться. Поэтому перед новогодними праздниками бабушки и дедушки ломают головы, как удивить своих внучат. Вот и мы с женой перед каждым Новым годом озадачиваемся, чем порадовать свою любимую внучку Катю. Стараемся ей, помимо конфет, подарить что-то из одежды, косметики или выполнить её особые пожелания. К примеру, в этом году мы ей подарили красивый горнолыжный костюм. Она у нас активно занимается спортом.
– Какое событие минувшего года считаете самым значимым для себя?
– После операции на сердце думал, что придётся попрощаться с работой. Но желание вернуться к любимому делу, которому посвятил всю свою жизнь, помогло справиться. Я работаю, и у меня много планов по развитию спорта в Знаменке.
– Вячеслав Андреевич, что бы Вы пожелали нашим читателям в наступившем году?
– Все мы надеемся на лучшее: на благополучие в личной жизни, на восстановление мира на земле. Пусть каждое утро в наступившем году начинается с хороших новостей. Счастья и здоровья всем нам!