Для тех, кому посчастливилось родиться и жить в Советском Союзе, новогодние утренники запомнились не только сладкими подарками, мандаринами и бенгальскими огнями, но и карнавальными костюмами. Большинство нарядов детей советского времени были ручной работы.
Сотрудники редакции газеты «Сельская новь» Знаменского района рассказали о том, какие новогодние образы примеряли на себя на утренниках в детском саду и школе.
Детские воспоминания о Новом годе будто окутаны волшебной дымкой. Готовиться к празднику начинали загодя. Решали, кем будем на маскарадах, придумывали эскизы костюмов, конечно с помощью мамы, и жили в предвкушении сказки.
Мама бегала по магазинам в поисках нужной ткани, мишуры для отделки. Потом были кройки-примерки. И вот наступал самый главный день.
Мы просыпались утром и обнаруживали в своей комнате полностью готовые новогодние костюмы. Они были бережно выглажены и висели на плечиках. Переливалась огоньками ёлочная мишура, каждая деталька нарядов притягивала. Костюмы хотелось рассматривать, трогать, и, конечно же, их нужно было срочно примерить!
Старшая сестра Лена в тот новогодний праздник была Жанной Д'Арк. Мама украсила свою чёрную водолазку и сшитый плащ-накидку ниточками сверкающего «дождя». Абсолютным «писком» были серебристый шлем с настоящими подвесками из алюминиевых колечек и деревянный меч, покрашенный «серебрянкой».
Мне мама сшила костюм Дюймовочки. Жёлтое платьице с накрахмаленной юбкой в виде лепестков цветка, яркая красная жилетка, отделанная тесьмой с разноцветными цветочками. Эти же цветки, вырезанные из тесьмы, украшали юбку.
Диме достался образ гнома. Ярко синий атласный костюм, состоящий из курточки с большим отложным воротником и пышных коротких штанишек, мама тоже расшила мишурой. А довершал картину треугольный голубой колпачок, склеенный из плотной бумаги.
Наша троица была в восторге – куда там Деду Морозу до нашей мамы-мастерицы! Папа запечатлел исторический момент: дети – героиня Жанна, Дюймовочка и Гном у домашней ёлки.
С трепетом вспоминаю детские годы, утренники, особенно новогодние. С самого раннего возраста мама наряжала меня в костюмы и платья, которые шила сама, украшала мишурой, блёстками. На голове непременно должна была красоваться корона, звезда или сверкающий кокошник, покрытый «снегом» из ваты.
Костюмов, как и утренников, было много. Но есть один новогодний наряд, который не только можно увидеть на фотографии, а прикоснуться к нему, как будто переместившись во времени. Это крошечное платье Снегурочки и сейчас хранится в нашем доме.
Белоснежное платьице, расшитое советской мишурой и сверкающими звёздочками, лишь немного изменило цвет, но оно до сих пор осталось накрахмаленным! У этого платья – нежный запах моего детства, в нём – тепло маминых рук и её любовь.
А ещё я храню старые новогодние игрушки. В большинстве своём они были стеклянными и часто бились, соскальзывая с сосновых веток.
Игрушек немного, но некоторые из них помнят меня совсем маленькой девочкой.
Почти все новогодние праздники я помню очень хорошо. Готовиться к ним мама начинала заранее. Она всегда сама шила костюмы нам с моей младшей сестрой Мариной. Фантазировать мама умела. Никогда «повторов» не было.
Мама утюжила ткань, крахмалила метры капрона, на стол высыпала горы мишуры, и швейная машинка напевала «В лесу родилась ёлочка». Была я и Снежинкой, и Зимой, и Красной Шапочкой...
Даже не знаю, почему в тот год мама решила нарядить меня Шахматной королевой... Но это был супер-костюм. Корпели над ним недолго, но упорно. Обязанности художника на себя взяла мамина племянница Лена. Она нарисовала и вырезала большие шахматные ладьи, пешки, и другие фигуры.
Каждую фигуру мама разместила на шахматных клетках королевской юбки, кульминацией стала бумажная корона.
Предновогодний декабрь. Тамбовская школа №18. Огромный актовый зал с высокой пушистой ёлкой. Десятки школьников в большом хороводе. А мне Дед Мороз пожал руку... Это было грандиозное событие! Оказалось, что тот сказочный дедушка – шахматный фанат. Он следил за всем, происходившем в мире чёрно-белых клеточек.
Дед Мороз на весь зал объявил, что тот год ознаменовался яркими победами советских спортсменов не только на уровне страны, но и на мировой арене. Если честно, я понятия об этом не имела, но такое внимание от главного новогоднего героя мне было очень приятно.
Даже сейчас, спустя больше тридцати лет, невольно улыбаюсь тому, детскому восторгу. Я верила в Деда Мороза, хотя не писала ему писем, а подарки получала от мамы и бабушки. Никакой современный фабричный новогодний наряд не сравнится с теми рукотворными произведениями искусства, и я очень гордилась тем, что моя мама такая мастерица.