Ученик 9 класса Знаменской средней школы Илья Чернов увлёкся выращиванием орхидей четыре года назад. Илья – по натуре естествоиспытатель, он и в будущем видит себя биотехнологом.
Первая орхидея появилась как подарок от бабушки ко дню рождения.
– Обычный магазинный гибрид – фаленопсис. Но он стал причиной моего интереса к этим растениям, – рассказал Илья Чернов.
А интерес заключался не просто в коллекционировании видов орхидей. Илья изучал особенности каждого вида.
Сказать, сколько видов сейчас в его коллекции, Илья отказался, заметив, что после последнего подсчёта потерял чуть ли не половину растений.
– Существует заблуждение, что орхидеи – это нежные цветы тропиков. На самом деле семейство орхидных делится на более шестисот родов. И растут они везде, – говорит Илья.
Например, Венерин башмачок в России встречается в европейской части, Западной и Восточной Сибири, на Дальнем Востоке.
Илья не просто собирает различные виды орхидей. Но и проводит опыты по их размножению.
Особенность семян орхидей заключается в их очень маленьком размере и в отсутствии в составе семечка запаса веществ, которые и позволяют сформироваться зародышу из семени.
Поэтому, чтобы семя проросло, в дикой природе необходим симбиоз с грибом, а в своей домашней лаборатории Илья помещает семена в специальные растворы – культуральную среду. Их он получает, смешивая различные реактивы и витамины.
Эта методика, когда эксперименты проводятся «в пробирке» – в искусственных условиях, называется in vitro («Ин витро» переводится с латыни как «в стекле»).
В банки помещается культуральная среда, в которую входит и агар-агар, придающий составу желеобразность. Сверху на этот питательный раствор кладутся семена.
Чтобы исключить попадание болезнетворных бактерий, раствор Илья стерилизует. Пока стерилизатором служит скороварка, но, как заметил юный биолог, растущие объёмы опытов и экспериментов требуют приобретения автоклава.
Все последующие манипуляции с семенами Илья проводит в ламинарном боксе для сохранения стерильности.
Но проращивание семян – это лишь один способ размножения орхидей. Илья практикует клонирование.
Когда растение вырастает из отдельной части, например, из почки, кончика корня или кусочка листа. Для того, чтобы появился клон, в питательный раствор Илья добавляет растительные гормоны ауксин и цитокинин.
В коллекции юного биолога есть удивительные экземпляры. Например, фаленопсис целебесский (phalaenopsis celedensis) на родине – острове Сулавеси в Индонезии, полностью истреблëн.
Или дендрофилакс Линдена (Dendrophylax lindenii), безлистная орхидея, она же орхидея-призрак. Названа так благодаря своей истории и строению.
Растёт в тропиках на болотистой местности, без единого листа, корни серо-зеленые – как паук, обхвативший крону дерева.
Окрас корней и цветоносных стрелок сливается с цветом дерева, поэтому появление будто ниоткуда распустившихся, висящих в воздухе белоснежных цветов напоминает призраков.
Илья увлечён идеей восстановления природных популяций орхидей средней полосы – любки двулистной, венериного башмачка.
– Я пытался найти эти растения в никольских лесах – дубовых и сосновых, в болотистых местах, но, увы, не нашёл, – говорит Илья Чернов.
Поэтому, как только семена присланной из Йошкар-Олы Любки двулистной дадут всходы и окрепнут, Илья высадит их в естественной природной среде – в тенистом и влажном месте в окрестностях Знаменки.
На зиму взрослые орхидеи перекочевали с подоконников на специальный стеллаж с искусственным освещением.
Верхний ярус заняли крупные особи, средний – те, что поменьше, а внизу расположились лабораторные образцы – так называемые протокормы. Они и дадут начало новым орхидеям Ильи Чернова.